Наталия Цветкова                                                                        Natalia Tsvetkova

Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства (2015 г.).

Профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, кандидат искусствоведения.

Закончила кафедру художественного текстиля (годы обучения 1993-1999).

Работает на кафедре с 1999 г. до настоящего времени.

Закончила аспирантуру СПГХПА им. А.Л. Штиглица в 2002 г.

В 2002 г. Защитила диссертацию «Искусство текстиля: ручное ткачество (северо-запад Восточной Европы XIX – XX вв.)».

Участник более двухсот российских и международных выставок, в том числе персональных.

Автор учебного пособия «Ручное ткачество. Традиции и современность» (2016 г.), статей о современном текстильном искусстве (1 Scopus, 15 ВАК публикаций, более30 РИНЦ публикаций)

Член Союза Художников России, Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров, член Европейской Текстильной Сети (ETN).

Награждена:

Благодарностью Комитета по науке и высшей школе (2014 г.),

Почетной грамотой Комитета по науке и высшей школе (2021 г.) 

Работы отмечены следующими наградами: 

2021 - Диплом 1 степени Международной выставки современного искусства «Санкт-Петербургская неделя искусств», Санкт-Петербург, Россия.

2020 – Диплом 1 степени Международной выставки современного искусства «Современный авангард. Реинкарнация XXI». Санкт-Петербург, Россия.

2020 - Диплом 2 степени Международной выставки «Космогония». Санкт-Петербург, Россия.

2020 - Диплом 3 степени Всероссийской выставки «Мир и война в искусстве», посвящённой 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Санкт-Петербург, Россия.

2019 - Диплом 1 степени Международной выставки современного искусства «Санкт-Петербургская неделя искусств», Санкт-Петербург, Россия.

2018 - Диплом 2 степени выставки «Японский импульс» в рамках фестиваля «Японская весна в Санкт-Петербурге – 2018». Санкт-Петербург, Россия.

2016 – Диплом лауреата IX Международной Биеннале «От Лозанны до Пекина».Шэньчжень, Китай.

2015 - Диплом «Лучший Арт-объект» VIII ежегодного Международного фестиваля «Императорские Сады России». Санкт-Петербург, Россия.

2015 - Диплом победителя в номинации «За идейно-патриотическую направленность» V Международного молодежно-патриотического фестиваля «Живая память». Санкт-Петербург, Россия.

2014 - Диплом «Лучший Арт-объект» VII ежегодного Международного фестиваля «Императорские Сады России». Санкт-Петербург, Россия.

2014 – Диплом победителя конкурса дизайн объектов из инновационных материалов. Москва, Россия.

2004, 2005, 2006 - Лауреат конкурса «JapanTextileContest». Япония.

2004 – Гран-при международного конкурса «OpenfolioDesignAwards 2004». Великобритания.

2003 - Лауреат Международного Форума Дизайна - InternationalForumDesign. Ганновер, Германия.

2003 -Гран-при международной выставки «Fidexpo 2003». Санкт-Петербург, Россия.

2002 - Лауреат конкурса «NagoyaDesignDo!». Нагойя, Япония.

 

1999 - Лауреат конкурса «Музы Петербурга». Санкт-Петербург, Россия. 

Арт-объект «Череп Единорога» 

металл, проволока
40 х 85 х 100 cм
2017 г.
На создание этой работы меня вдохновил роман Х. Мураками «Страна чудес без тормозов и Конец Света». Герой романа попадает в выстроенный им самим воображаемый Город, окруженный высокой стеной, оказывается его пленником. Единороги «вдыхают умирающую память жителей Города...А после смерти зверей та превращается в старые сны...» Однажды я сама оказалась в плену собственных мыслей в поисках выхода. Череп Единорога стал для меня, так же как для героя Х. Мураками символом поиска собственного Я.

Инсталляция «Эффект Бабочки»

полиэтилен, пластик, ручное ткачество

2016  2017 г.г.

Образ бабочки – это символ преображения, рождения нового (появление из гусеницы). Так называемый «эффект бабочки» наблюдается, когда незначительное действие в настоящем может иметь большие и непредсказуемые последствия в будущем.

 

Бабочки сотканы на ручном ткацком станке из полиэтиленовых пакетов, что является развитием экологической темы в моем творчестве – созданием «природных» объектов из «неприродных» материалов.

Инсталляция «Облеченная в свет»
 4 арт-объекта:
«Огонь»  80 х 90 х 100 cм, верхний диаметр – 30 cм.

«Воздух»  80 х 75 х 100 cм, верхний диаметр – 30 cм.
«Земля»  60 х 70 х 80 cм, верхний диаметр – 30 cм.
«Вода»  60 х 60 х 95 cм, верхний диаметр – 30 cм.
металл, светодиоды, современные ткани, шитье, роспись акрилом.
2014  2015 г.г.

В современном быстро меняющемся мире одежда должна быть с одной стороны удобной, с другой - «независимой». Исходя из подобной идеи, мне пришла в голову мысль о создании серии юбок, способных вести «самостоятельную» жизнь вне тела человека, т.е. хотелось представить некие объекты, способные быть и одеждой, причем надеваться по-разному, в зависимости от настроения человека, и частью современного интерьера, например, светильниками. Помимо непосредственно тканей, в создаваемые объекты были включены светодиоды.

Проект «Облеченная в свет» включает четыре объекта, каждый из которых символизирует определенную стихию. На это указывает форма и абрис платья/светильника. За счет использования светодиодов данные формы как бы «рисуются» светом. Темы стихий также поддерживаются орнаментами, расположенными внутри каждого объекта. Расположение орнаментов внутри, а не снаружи юбок/светильников обусловлено идеей создания своеобразного «секрета», видимого только при определенном освещении.

Первый объект выражает стихию «Воздух». Символом воздуха стало облако. Форма облака видна по абрису объекта, внутренний орнамент представляет собой стилизованные снежинки или пушинки одуванчиков, летящие в воздухе. Объект «Вода» представляет собой стилизованную морскую раковину. Раковины разных видов представлены в орнаментальной вставке. Стихия «Земля» - это стилизованный бутон розы. Наконец, стихия «Огонь» выражена стилизованными языками пламени, которые угадываются в форме юбки/светильника, а также в абрисе. Орнамент представляет собой изображение сказочного цветка «бегущего огонька», который, по легенде, может указывать человеку место клада.

 

В объектах применялась металлизированная посеребренная ткань, изготовленная из электропроводных нитей и обладающая экранирующими свойствами, предохраняющими человека от вредных компьютерных излучений; ткань «МИФ», применяющаяся в медицине для изготовления противоожогового текстиля и для микрофильтрации в производстве лекарств; а также ткань с серебряным покрытием.

Инсталляция «Руки Творца»
металл, проволока
170 х 60 см (каждая)
2014 г.

 

Идеей работы стало создание символа творчества – Рук Творца. В настоящее время мы живём в изменившемся мире, наполненном новыми технологиями, поэтому идею Творения было решено выявить с помощью современных материалов: металла и металлической проволоки. Структура Рук полупрозрачна, цвет – белый. Они должны располагаться в пространстве, над головами зрителей. Проект посвящён вечной теме творчества и созидания нового. Это современный взгляд, и Руки Творца могут стать символом Художника в широком смысле этого слова.

В 2019 г. инсталляция принимала участие в Фестивале Public Art и размещалась во Дворах Капеллы. Здесь Руки Творца стали Руками Дирижера, управляющего душой невидимого оркестра, который играет музыку Санкт-Петербурга. 

 

Инсталляция «Листья»
синтетика, полиэтилен, пластик, ручное ткачество,
ручная вышивка
95 х 165 см
2011 г.

 

Инсталляция «Листья» создана в технике ручного ткачества из фрагментов полиэтиленовых пакетов, используемых для мусора, и пленки, в которую обычно упаковывают продукты. Сегодня люди выбрасывают так много подобного мусора, что Земля буквально задыхается под ним и возникает парниковый эффект.

Листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Можно сказать, что лист - источник ВОЗДУХА на Земле. Моя работа - символ экологической катастрофы - листья должны питать Землю воздухом, но полиэтиленовый лист, напротив, не даст Земле дышать.

 

Инсталляция «Зимний лес»

хлопок, металлические нити, ручное ткачество, металлическая конструкция

2008   2009 г.г.

 

Текстильная инсталляция «Зимний лес» состоит из трёхмерных объектов и тканей. В создании этой работы были использованы модули-тубы, символизирующие деревья. Каждый модуль одним концом закреплялся на металлическом каркасе и свободно висел в пространстве. Между деревьями располагались ткани, символизирующие иней и падающий снег. Композиция «Зимний лес» выполнена преимущественно на оттенках белого цвета с небольшим включением коричневого. Разные по своей фактуре нити позволяют показать разные виды снега – матовый и пушистый снег на ветках деревьев, переливающийся на солнце иней, серебристый лёд и т.д. Работа позволяет зрителю зайти внутрь композиции и рассмотреть её с различных точек как извне, так и изнутри.

 

В современном мире так называемая «вторая природа», созданная человеком, часто вступает в конфликт с «первой природой», созданной Богом. В связи с этим возникают многочисленные экологические проблемы. Располагая инсталляцию в реальном зимнем лесу, я хотела разрушить границу между «первой» и «второй» природой, добиться их гармоничного взаимодействия.

Если Вы хотите связаться с Наталией Цветковой по поводу покупки/заказа работ или хотите задать какие-либо вопросы, пишите по адресу:

ts_natali@mail.ru