Александра Якуничева                                                    Alexandra Yakunicheva

Я, Якуничева Александра Александровна родилась в 1943 г. в г. Сокол Вологодской области, в 1947 г. мы с матерью переехали в Ленинград. Закончив школу, я занималась в изостудии Дома медицинского работника у В.И. Суворова и в 1963 г. поступила в ЛВХПУ им. Мухиной на отделение текстиля. В 1968 г. по распределению была направлена на ткацко-красильную фабрику им. Желябова художником по декоративным тканям. Выполненные по моим рисункам ткани демонстрировались на Международных выставках в Австрии, Австралии, Германии, Чехии.

 

В 1975 г. я вступила в члены Ленинградской организации СХ РСФСР.С 1983 по 1993 г., работая в Комбинате декоративно-прикладного искусства, делала театральные занавесы в г. Вятка, Смоленск, Кызыл, а также декоративные панно для интерьеров детских учреждений. Одновременно я создавала графические серии "Прибалтика", "Байкал", "Старая Ладога". С 1986 г. в течении 6 лет совместно с  архитектором Е. Сосновской оформляли в Ленинграде-Петербурге офисы различных учреждений.

С 1993 - 2001 г. начинается педагогическая деятельность в Научно-практическом центре по проблемам музейной педагогики при Государственном Русском музее.

В выставках участвую с 1971 г. сначала как график затем как художник по текстилю,сейчас  на счету более 100 выставок.Ленинградский текстиль 1-1974г.,2-1982г.,3-1989г.,выставка текстиля во Франции и Индии-1988г.,1 Международный фестиваль "Лоскутный стиль"-2000г.,2-2002,4 фестиваль по традиционной и современной вышивке-2007г., 1 областной фестиваль лоскутного шитья Суйда-Гатчина-2008г.  18 персональных выставок в Ленинграде-Санкт-Петербурге,в музеях г.Павловск,г.Выборг.Последние выставки -Елагиноостровский дворец-музей-2013г.,Петербургский музей кукол-2014г.,выставка в г.Вильянди Эстония в 2020 г.,Юбилейная выставка к 200-летию Императорского общества Поощрения Художеств -2021г.,выставка 90 лет СХ-2022г.,Весна-2023г.

С 2001г. член Международной ассоциации искусствоведов.  Работы находятся в Музее ДПИ г. Москва, в музее городской скульптуры г. Санкт-Петербург, в музее-крепости г. Выборг, в Петербургском музее Кукол г. Санкт-Петербурга, в Елагиноостровском дворце-музее, в частных собраниях г. Бостон, г. Москва, г. Хельсинки, г. Мюнхен, г. Санкт-Петербург. 

Учась в институте я постоянно занималась графикой, участвовала в СНО, осваивая все техники-офорт, линогравюру, литографию.Параллельно с работой на фабрике делала иллюстрации к стихам в журнал "Нева",в библиотеке Академии Художеств читала программу графического отделения.

Первый коллаж сделала примерно в 1977г.Было очень трудно, поскольку во время обучения нам не преподавали такой дисциплины. Мне всегда хотелось соединить текстиль с графикой,а коллаж позволяет сделать четким пятно и линию. Работа всегда строилась по определенному сценарию-увидеть, сделать быстрый набросок, затем графический лист, а потом перевести его в текстиль. Вначале коллажи были черно-белые, затем добавился терракотовый, коричневый, охра, цветовая палитра стала расширяться. Все более усложнялась  текстильная техника-транспарентный коллаж, так можно назвать авторский прием, основанный на многослойном наложении тканей друг на друга: от локальных, плотных к более тонким до прозрачных сеток.Это дает возможность создать ощущение глубины пространства, воздуха. В  работах  серии "Пруды"захотелось усилить это за счет рельефности переднего плана, используя более толстые ткани,шнуры, вышивку крупными стежками.

 

Много путешествуя, я всегда привозила из поездок бесчисленное количество зарисовок, создавая потом графические и коллажные серии. Особенно меня манил Русский Север, так еще в 90х годах сложился триптих "Фрески", потом в 2008г. "Погостское озеро". В  2013г. я была на Соловках, оставивших неизгладимое впечатление, которое я попыталась передать в коллажах "Беломорье" и "Соловки". Мои работы всегда рождаются из непосредственного впечатления, от того что вижу вокруг себя. Снимая 5 лет дачу под С-Петербургом мне захотелось, пейзажи населить людьми, кошками, собаками, птицами-так родилась деревенская серия.

 

В 2010г.я организовала частную студию "Метаморфозы",помог педагогический опыт работы с детьми в Русском музее и дома(всего больше 20 лет).Студия объединяет людей самых различных профессий, обладающих большим творческим потенциалом и огромным желанием создавать что-то собственными руками. За это время мы сделали  выставки их работ, в Петербургском музее кукол , в галерее ГБОУ лицей 590, в библиотеке им. Рубцова.

 

С 2015г. я постоянно работаю над серией городских пейзажей,стараясь  уловить все многообразие триединства-неба, камня и воды («Мосты Санкт-Петербурга»).

 

 Закончив школу, я занималась в изостудии Дома медицинского работника у В.И. Суворова и в 1963 г. поступила в ЛВХПУ им. Мухиной на отделение текстиля.

В 1968 г. по распределению была направлена на ткацко-красильную фабрику им. Желябова художником по декоративным тканям. Выполненные по моим рисункам ткани демонстрировались на Международных выставках в Австрии, Австралии, Германии, Чехии.

В1975 г. я вступила в члены Ленинградской организации СХ РСФСР. С 1983 по1993 г. работая в Комбинате Декоративно-прикладного искусства делала театральные занавесы в г. Вятка, Смоленск, Кызыл, а также декоративные панно для интерьеров детских учреждений. Одновременно я создавала графические серии "Прибалтика", "Байкал", "Старая Ладога".

 

С 1986г. в течении 6 лет совместно с  архитектором Е.Сосновской оформляли в Ленинграде-Петербурге офисы различных учреждений.

 

С 1993 - 2001 г. начинается педагогическая деятельность в Научно-практическом центре по проблемам музейной педагогики при Государственном Русском музее.

 

В выставках участвую с 1971 г., сначала как график, затем как художник по текстилю, сейчас  на счету более 100 выставок: Ленинградский текстиль (1-1974г., 2-1982г.,3 - 1989г.), выставка текстиля во Франции и Индии -1988г.,1 Международный фестиваль "Лоскутный стиль" - 2000г., 2-2002,4 фестиваль по традиционной и современной вышивке-2007г., 1 областной фестиваль лоскутного шитья Суйда-Гатчина-2008г.  18 персональных выставок в Ленинграде-Санкт-Петербурге, в музеях г.Павловск, г. .Выборг. Последние выставки - Елагиноостровский дворец-музей-2013г., Петербургский музей кукол-2014г., в г. Вильянди Эстония в 2020 г., Юбилейная выставка к 200-летию Императорского общества Поощрения Художеств - 2021г.,выставка 90 лет СХ-2022г., Весна-2023 г.

 

С 2001 г. член Международной ассоциации искусствоведов. 

Работы находятся в Музее ДПИ г. Москва, в музее городской скульптуры г. Санкт-Петербург , в музее-крепости г. Выборг, в Петербургском музее Кукол г. Санкт-Петербурга, в Елагиноостровском дворце-музее, в частных собраниях г. Бостон, г. Москва, г. Хельсинки, г. Мюнхен, г. Санкт-Петербург. 

 

Учась в институте, я постоянно занималась графикой, участвовала в СНО, осваивая все техники -офорт, линогравюру, литографию. Параллельно с работой на фабрике делала иллюстрации к стихам в журнал "Нева", в библиотеке Академии Художеств читала программу графического отделения. 

Первый коллаж сделала примерно в 1977г. Было очень трудно, поскольку во время обучения нам не преподавали такой дисциплины. Мне всегда хотелось соединить текстиль с графикой, а коллаж позволяет сделать четким пятно и линию. Работа всегда строилась по определенному сценарию-увидеть, сделать быстрый набросок, затем графический лист, а потом перевести его в текстиль. Вначале коллажи были черно-белые, затем добавился терракотовый, коричневый, охра, цветовая палитра стала расширяться. Все более усложнялась  текстильная техника - транспарентный коллаж, так можно назвать авторский прием, основанный на многослойном наложении тканей друг на друга: от локальных, плотных к более тонким до прозрачных сеток. Это дает возможность создать ощущение глубины пространства, воздуха. В  работах  серии  "Пруды" захотелось усилить это за счет рельефности переднего плана, используя более толстые ткани, шнуры, вышивку крупными стежками.

Много путешествуя, я всегда привозила из поездок бесчисленное количество зарисовок, создавая потом графические и коллажные серии. Особенно меня манил Русский Север, так еще в 90х годах сложился триптих "Фрески", потом в 2008г. "Погостское озеро". В  2013г. я была на Соловках, оставивших неизгладимое впечатление, которое я попыталась передать в коллажах "Беломорье" и "Соловки". Мои работы всегда рождаются из непосредственного впечатления, от того что вижу вокруг себя. Снимая 5 лет дачу под С-Петербургом мне захотелось, пейзажи населить людьми, кошками, собаками, птицами - так родилась деревенская серия.

В 2010 г. я организовала частную студию "Метаморфозы", помог педагогический опыт работы с детьми в Русском музее и дома (всего больше 20 лет).Студия объединяет людей самых различных профессий, обладающих большим творческим потенциалом и огромным желанием создавать что-то собственными руками. За это время мы сделали  выставки их работ, в Петербургском музее кукол , в галерее ГБОУ лицей 590, в библиотеке им. Рубцова.

С 2015г. я постоянно работаю над серией городских пейзажей, стараясь  уловить все многообразие триединства - неба, камня и воды («Мосты Санкт-Петербурга»).

 

                                                                                             Коллажи из серии  "Мосты Санкт-Петербурга"

                                                                                                                Коллажи из "Деревенской" серии