СОВРЕМЕННЫЙ МИНИ-ГОБЕЛЕН В ВЫСТАВОЧНОМ ПРОЕКТЕ             «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

В 2018 году в г. Москве проходила III Российская триеннале современного гобелена. Помимо основной выставки в залах Хлебного дома ГМЗ «Царицыно», в параллельную программу вошел, в том числе и международный выставочный проект «Остров сокровищ» Гильдии текстильщиков города Санкт-Петербурга. Его организаторы Ирина Яблочкина, Наталья Куралесова, Зоя Ленденская-Большакова, Татьяна Власова [2, с. 202]. Изначально он был осуществлен на площадке музея микроминиатюры «Русский левша» (г. Санкт-Петербург) в 2017 году, который был объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в России. Поэтому выставочный проект «Остров сокровищ» во многом соответствовал теме третьей триеннале – «Вердюра XXI века». Произведения, представленные на ней современными реалистическими или условными средствами интерпретировали известный с XVI-XVII века особый вид шпалер-вердюр (фр. Verdure – зелень, листва), в которых главной темой становится пейзаж.

 

Название мини-гобелен объединяет произведения небольшого размера, создание которых давно стало самостоятельным направлением в художественном текстиле. В отличие от длительного по времени и трудоемкого исполнения монументальных гобеленов, малый формат позволяет художникам за короткий срок сделать законченную работу, выплеснуть новые идеи, поэкспериментировать с использованием различных материалов. Мини-гобелен как вид художественного текстиля существует с конца 1960-х годов. Международный центр по изучению старинного и современного гобелена (CITAM), организованный французским художником Ж.Люрса и его единомышленниками в 1962 году, стал проводить регулярные Биеннале текстильного искусства. По их условиям вместе с кратко изложенной концепцией своих произведений художники обязаны были представить образец ткачества в материале 20х20см. Таким образом, текстиль мини-формата первоначально играл роль «творческих заявок» к большим работам. Биеннале проводились с 1961 по 1990 год в г. Лозанна (Швейцария), позднее их правообладателем стал Китай. В результате было собрано большое количество эскизов, выполненных в материале, которые опубликовали в начале 1970-х годов. В 1974 году в Лондоне состоялся первый международный симпозиум-смотр мини-текстиля. Это начинание поддержали другие страны. Советские художники экспериментировали в малом размере с конца 60-х годов. В СССР мини-гобелен получил развитие главным образом в Москве, Ленинграде, Львове, Риге, Вильнюсе, Таллине. В 1989 году в г. Рига прошла Всесоюзная выставка мини-гобелена. Музей «Царицыно» имеет в своей коллекции текстильные миниатюры трех замечательных мастеров: Бориса Мигаля, Ирины Колесниковой и Марины Нечепорук.

 

Выставки текстиля мини-формата регулярно проходят по всему миру как самостоятельные проекты и как отдельные подразделы крупных форумов. Например, в г. Лодзь (Польша) в 2013 году выставка текстильных миниатюр экспонировалась параллельно с проведением XIV Триеннале текстиля. В конце 2014 - начале 2015 г. в Москве, в ВЗ «Галерея Беляево» состоялась выставка «Модель мира - мини-гобелен как творческий эксперимент», приуроченная ко II Триеннале современного гобелена в ГМЗ «Царицыно» совместно с Ассоциацией художников декоративных искусств МСХ. Недавние события - это, например, выставка «Мини текстиль» в г. Львов (Украина) и выставка «Все оттенки зеленого» на стенде Madeira в г. Кельн (Германия) в 2018г.

 

В XX - начале XXI века для развития искусства гобелена в целом характерны два основных направления. В первом случае это плоскостно-декоративное решение композиции в традициях гладкого ткачества без доминирующих фактур и объемов. Во втором случае происходит переосмысление методов создания гобелена, в результате чего рождаются необычные художественные решения, используются новые структуры и фактуры. Гобелен из своей привычной плоскостной формы трансформируется то в объемно-пространственный объект, то в текстильную структуру [1, с.36].

 

В проекте "Остров сокровищ" приняло участие около 70 мастеров из России и зарубежных стран. К рассмотрению принимались двухмерные и трехмерные произведения (текстильные объекты, скульптуры и композиции) размером не более 20х20х20см. Наряду с традиционными текстильными техниками приветствовалось использование нестандартных материалов. Целью выставочного проекта являлось создание подвижного художественного пространства на основе раскрытия темы заповедных уголков земли, тайн, чудес и загадок природы, находящих отзвук в душе художника. Можно сказать, что сокровища - это и сюжеты произведений, и то, насколько уникальны, драгоценны они по исполнению. В таком контексте текстильные произведения мини-формата сами по себе становятся сокровищами. По словам организаторов, "визуальный поиск "сокровищ", скрытых в художественных образах, позволяет узнать "секрет" истинных ценностей в тандеме Природа-Человек" [3]. Выставка показывает, как мастерски работают с самыми разными материалами художники и как их идеи воплощаются в текстильных объектах. В композициях использованы натуральные материалы - разнообразная пряжа, нити, войлок, лоскуты ткани и альтернативные, часто очень необычные синтетические составы, позволяющие играть колоритом и фактурами поверхностей. Нередко эффекты воздействия усиливаются яркими декоративными дополнениями - горячей эмалью, керамикой, элементами пластики. У каждого художника есть свои излюбленные темы. Одни изображают растительный мир, другие людей, третьи предпочитают городскую тематику, четвертые уходят в область ассоциативного, символического.

 

Экспозиция выставки «Остров сокровищ» в залах галереи «На Каширке» получилась светлым по ощущению, многоплановым по содержанию, очень профессиональным пространством [4]. Она представляет интерес не только для зрителей, с точки зрения получения эстетического удовольствия. Мастерам, работающих в жанре гобелена выставка дает возможность проанализировать тенденции развития современного текстиля, отметить индивидуальные находки художников по текстилю России, Европы, обменяться опытом, обогатиться новыми творческими идеями. За пятьдесят лет мини-гобелен прошел сложный путь от фор-эскиза в 1960-годы до самостоятельного направления в текстильном искусстве. Проект «Остров сокровищ» показал, что мини-гобелен остается одним из динамично развивающихся и востребованных направлений современного искусства авторского художественного ткачества.

 

Примечания:

1.Савицкая В. Превращения шпалеры. М.: Галарт, 1995г.

2. Третья Российская триеннале современного гобелена в музее «Царицыно» / Каталог. М.: ГМЗ «Царицыно», 2018. 208с.

3. Выставка «Остров сокровищ» / Новости музеев. URL: http://museum.ru/N67439 (дата обращения 14.12.2018).

4. Галерея «На Каширке». Архив событий за 2018 год. URL: https://www.nakashirke.com/arhiv-sobytij-2018 (дата обращения: 05.01.2019).

 

Елена Карпова

для XXII Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна совместно с Российским этнографическим музеем и Государственным Эрмитажем, 2019